Воздействие в телевизионной коммуникации


Воздействие в телевизионной коммуникации
Форма телевизионной передачи может быть реализована как именно воздействие - в 2 вариантах: 1) «Интрига». Здесь цель и задачи телепередачи, а часто и ее эмоциональный фон и действия персонажей остаются не до конца понятными для зрителя, автор не раскрывается для восприятия, но остается «тождественным самому себе» (реализуя как бы «диалог» с самим собой), не пытается снять субъектную границу, стоящую на пути коммуникации. Происходящее в кадре не составляет для зрителя актуального события, нет реальности зрительского соучастия как внутр. основы переживания им своего собственного бытия в данный момент. Форма телепередачи не воспроизводит целостную ситуацию повседневного бытия зрителя, в итоге и авторский замысел (следовательно, и содержание программы) прочитывается зрителем совсем не так, как этого хотелось бы автору. 2) «Вторжение». Здесь замкнутая актуальная ситуация зрителя подвергается активному преобразующему воздействию, направленному на снятие зрительской субъектной границы. Но при этом активность такой направленности на зрителя как «другого», отличного от автора по своим представлениям, убеждениям, привычкам (а не полноправного собеседника, не участника взаимодействия), как того, кого необходимо как-то изменить, «переделать», создает у зрителя впечатление исходящей от экрана «угрозы», агрессии по отношению к его реальной ситуации бытия, к его исходной замкнутости по отношению к телевизионному пространству. Возможна форма «взаимодействия» автора и зрителя, что означает снятие их субъектных границ (фактически между зрителем и телевизионной ситуацией) при осуществ лении телекоммуникации. Это предполагает рассмот рение телевизионной ситуации как единой для автора и зрителя - как в содержательных аспектах (когнитивный, аффективный, поведенческий, экологический), так и в формально-структурных (значение, смысл, время и место). Напр., аффективное значение характеризует ту эмоциональную атмосферу, к-рая задается сценарием передачи, средствами ее режиссуры и операторского воплощения. Переживание этой атмосферы, ее тональности зрителем составляет аффективный смысл происходящего на экране. Поведенческий смысл - переживание зрителем конкретных поступков героя, в т. ч. его невербальных проявлений в системе визуального ряда передачи. Тогда взаимодействие в форме «вовлечения» означает со-действие автора и зрителя, единый темп их деятельности (автора, действующего в кадре, и зрителя, воспринимающего это действие), единое переживание прошлого, настоящего и будущего, а также исходно нераздельное место их взаимодействия. Зритель становится равноправным участником коммуникации, он сам создает свой психол. контекст и придает изображению свои значения, в зависимости от опыта, культурного уровня, собственного внимания, но при этом его интерпретации в целом созвучны авторскому замыслу. Зритель здесь - носитель непредсказуемого, спонтанного индивидуального отклика, убежденный в том, что разговор с экрана ведется не столько с миллионами телезрителей, сколько с ним лично. Лит.: Матвеева Л. В., Шкопоров Н. Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. Ч. 1. М., 1990, 1991; Матвеева Л. В., Третьяков Н. Н., Шкопоров Н. Б. Личностная типология телеаудитории // Связь с аудиторией в телекоммуникации. Ч. II. М., 1991. Т. Я. Аникеева

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Смотреть что такое "Воздействие в телевизионной коммуникации" в других словарях:

  • Коммуникация этнокультурная в информационном пространстве — Главной задачей психологии в области исследования межкультурной информационной коммуникации является науч. рефлексия характера информационных взаимодействий между разл. культурами с участием СМИ. 3 осн. чертами, характеризующими это О., являются …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Медиакоммуникация — (от лат. communicatio сообщение, передача, от лат. medium промежуточное, посредствующее, посредник) распространение (с помощью технических средств) между разл. группами и индивидуумами специально подготовленных сообщений, представляющих… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Телевизионная коммуникация : феномен «разорванной коммуцникации» — Феномен «разорванной коммуникации» проявляется в рассогласовании авторского посыла и зрительских ожиданий на разных уровнях взаимодействия: 1) социальном (со стороны заказчика стремление осуществить направленное информационное воздействие,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Язык и стиль электронных СМИ — – разновидность устной публичной речи публицистического стиля. В последние полтора десятилетия произошли глобальные изменения в информационной системе, в радио и телеречи. Сегодня все большее распространение получает и такое новое средство… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Телевизионное искусство —         совокупность видов художественной деятельности, связанных с появлением телевидения (См. Телевидение). Делая массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение репродуцирует (транслирует) события действительной жизни, а также… …   Большая советская энциклопедия

  • Техника — (от греч. téchne искусство, мастерство, умение)         совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства (См. Производство) и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В Т.… …   Большая советская энциклопедия

  • Модели СМК психологические — I. Коммуникативная модель Дж. Комстока (G. Comstock). Наряду с моделями, описывающими процесс коммуникации (К.) в целом, исследователями разрабатывались модели, описывающие воздействие, к рое оказывает на человека опосредствованная К. Джордж… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • РЕКЛАМА — [от лат. reklamare кричать, англ. Advertising] ведущее звено маркетинговых коммуникаций, представление и продвижение товаров, идей и услуг, оплачиваемое точно установленным заказчиком. Р. реализует стратегию и тактику рыночной деятельности фирмы …   Маркетинг. Большой толковый словарь

  • Нанотехнология — (Nanotechnology) Содержание Содержание 1. Определения и терминология 2. : история возникновения и развития 3. Фундаментальные положения Сканирующая зондовая микроскопия Наноматериалы Наночастицы Самоорганизация наночастиц Проблема образования… …   Энциклопедия инвестора